суббота, 2 февраля 2013 г.

синицы строит гнездо

О том, что вылет птенцов произойдет завтра утром, я знал уже накануне. Солнце было на краю горизонта, когда я пришел посмотреть на птенцов. Я медленно подошел к гнезду и услышал щебетание выводка. Один птенец выглядывал из дупла. Когда я подошел совсем близко, птенец заметил меня, перестал пищать и скрылся внутри.

Подловить момент вылета птенцов из дупла удавалось немногим. Для этого надо постоянно находиться около гнезда, а времени обычно не хватает. Мне очень хотелось увидеть тайную жизнь синичьей семьи, и я не жалел времени.

Мне давно хотелось увидеть поведение выводка в момент вылета птенцов из дупла и посмотреть, как ведут себя в этот момент родители. Известно, что птенцы гренадерок вылетают из дупла, достигнув возраста 16-18 дней. После вылета из дупла птенцы кочуют в районе рождения, а родители продолжают их кормить и обучать находить корм и спасаться от многочисленных врагов.

Через несколько дней дупло было полностью выдолблено, и самочка начала строить гнездо. Обычно гренадерки выстилают лоток гнезда шерстью зверей. В гнезде можно встретить шерсть зайца, белки, лося, лисицы и других обитателей леса. Эта птица не утруждала себя поисками шерстинок, она построила гнездо из ватина, который нащипала от старой телогрейки, брошенной на кусты вблизи дупла. Вскоре появились яички, а в конце апреля в гнезде подрастало потомство.

Однажды, идя по лесу, я заметил гренадерку, которая долбила себе жилище в стволе трухлявой ольхи. Самочка проворно шныряла от дупла на соседнюю елочку, на мгновение присаживалась, бросала стружку и снова возвращалась к дуплу. Дупло было почти готово. Самец держался рядом и постоянно "переговаривался" со своей подругой.

Раньше других синиц гренадерки приступают к постройке гнезд. Они могут поселиться в искусственных синичниках или занять старое дупло дятла. Нередко самочка выдалбливает дупло сама или находит расщелину в старых стволах, где и строит гнездо.

В это время гренадеркам отдыхать некогда. Они весь день заняты запасанием семян сосны, пряча их под чешуйки коры и во все щели, куда только возможно засунуть семечко. Потом, в течение всего года, они будут пользоваться этими запасами. Да и не только они. Эти кладовые будут использовать синицы-гаички, поползни, московки, пищухи и дятлы.

Гренадерка, или хохлатая синица, предпочитает селиться в сосновых лесах. Сосна - ее любимое дерево. В густой кроне ветвей можно укрыться от ветра, дождя, снегопада и от хищников. Весной, когда запасы насекомых истощатся, сосновые шишки щедро откроют синичкам кормовые амбарчики. Пригретые мартовским солнцем, шишки начинают раскрывать семенные крышечки, и посыплются, полетят на снежный наст крылатые плодики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий